Аюрведическая медицина -что это такое?

 Аюрведическая медицина – это строгая научная система, которая имеет многовековую теорию клиники и прогноза. В Аюрведе детально описывается вся симптоматику, тактика и стратегия лечения, рецептура и технология приготовления лекарств.

          Для того чтобы понять практики и филососфию Аюрведы,  необходимо познакомится с основными понятиями Аюрведической медицины, такими как Пракрити, Викрити, три доши: вата, питта и кафа, семь дхату тела, шесть вкусов и шротас, или каналы тела.

Аюрведа и философия

            Аюрведа смыкается с индийской философией, которая описывает человека во взаимосвязи с окружающим космосом. Понятие жизни в Аюрведе включают в себя комбинацию ума, тела, чувств и души. Все эти четыре вещи присутствуют в личности, и поэтому в ней присутствует аю – жизнь. При потере одного из этих элементов жизнь покинет тело. Слово жизнь в аюрведе не означает просто быть живым – оно означает аю. Дхари, нитьяга и анубандха – это синонимы аю. Дхари это то, что поддерживает тело. Нитьяга  означает вечность, и анубандха означает трансмиграция из одного тела в другое. Из этого ясно, что аю, или жизнь вечна, это процесс трансмиграции из одного тела в другое, и тело поддерживается до тех пор, пока аю присутствует в нём. Описание жизни в аюрведе не ограничено телом или физическими симптомами, а даёт исчерпывающее знание о духовном, ментальном и социальном аспектах здоровья.

 

Пракрити

            Пракрити – это материальная природа. Также под этим термином подразумевают конституцию человека, т.е. его природу. Пракрити – это здоровое состояние индивидуума, в викрити это отклонение от баланса, или дисбалланс – состояние болезни. Для того, чтобы определить, в чём корень болезни, т.е. чем она вызвана, врач аюрведы должен определить пракрити (конституцию пациента) и затем викрити, т.е. в чем заключается дисбаланс. Пракрити разделена на три гуны материальной природы – саттву, раджас и тамас. В материальном мире нет ничего, за исключением преданного служения Богу (бхакти), что бы не было под контролем этих трёх гун.

 

Саттва гуна

            Саттва гуна – это гуна благости, она характеризуется знанием, совершенством и гармонией. Бхагават-Гита так описывает гуну благости: ”..гуна благости, будучи чище остальных, просветляет т освобождает от всех последствий грехов. Находящиеся под воздействием гуны благости обретают счастье и знание.” Выше всех гун находится гуна чистой благости – чистой любви к Богу, до которой можно подняться только достигнув сначала гуны благости.

 

Раджа гуна

Раджа гуна, или гуна страсти, — это гуна энергии деятельности, эмоций и волнений. В Бхагават-Гите так говорится о раджа гуне – “раджа гуна рождается из неограниченных желаний и вожделений…” Индивидуум, находящийся под влиянием раджа гуны, сориентирован на приобретение престижа, славы и силы.

 

Тама гуна

            Тама гуна, или тамас, — это гуна неыежества. Бхагават-Гита так описывает тама гуну – “…темнота, рождённая из невежества, есть причина заблуждений всех живых существ. Следствие этой гуны – безумие, леность и сон…

 

Пять первоэлементов

            Из трёх гун материальной природы образуются пять первоэлементов. Из саттвы, благодаря чистоте, образуется эфир, из раджаса, благодаря энергии, образуется огонь и из тамаса, благодаря инертности, образуется земля. Также раджас и тамас образуют воду, а саттва и раджас образуют воздух. Эти пять первоэлементов определяют пять состояний материи в природе – это твёрдые вещества, жидкости, излучения, газы и эфир.

 

Три доши

            Центральным понятием в Аюрведе является понятие трёх дош. Пять первоэлементов проявляются в теле в виде этих трёх дош. Эфир и воздух проявляется в виде вата, огонь и вода проявляются в виде питта, из земли и воды проявляется кафа. Комбинация трёх дош в теле определяет конституцию человека, которую он получает в момент зачатия.

Оставьте свои заметки